Новые поправки в правилах

С 8 января 2020 года установлены особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, реализуемых в рамках национальных проектов. Предметом таких контрактов могут быть одновременно подготовка проектной документации, выполнение инженерных изысканий и выполнение работ по строительству, (реконструкции, капитальному ремонту). Для заключения таких «смешанных» контрактов заказчик вправе осуществить закупку путем проведения конкурса в электронной форме или электронного аукциона.

В свою очередь, Минстрой России должен утвердить специальный Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методику составления сметы такого контракта, порядок изменения цены такого контракта.

При заключении «смешанных» контрактов заказчикам запрещается использовать проектно-сметный метод для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Помимо этого, с 8 января 2020 года допускается привлечение дочерних обществ подрядчика к выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства. Данная поправка призвана облегчить жизнь строительным компаниям, имеющим холдинговую структуру.

С этой же даты из сферы действия Федерального закона №44-ФЗ выведены отношения, связанные с заключением соглашения об установлении сервитута в случаях и порядке, предусмотренных земельным законодательством.

Другие поправки в Федеральный закон о контрактной системе, в ступающие в силу 8 января текущего года, предусматривают следующие новеллы:

допускается заключение контрактов на аренду земельных участков без проведения конкурентных процедур закупок;

заказчик получает право заключить контракт с единственным, исполнителем подрядчиком в отношении ряда работ и услуг, если данные услуги оказываются пользователям нежилых помещений, принадлежащих заказчику на праве собственности (или ином праве):

  1. по техническому обслуживанию зданий;
  2. по эксплуатационному контролю зданий, сооружений;
  3. по содержанию и ремонту общего имущества в здании либо одного или нескольких нежилых помещений, принадлежащих заказчику на ЛЮБОМ законном основании;
  4. по холодному и (или) горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, услуг по охране, услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

внесены терминологические правки в понятие «государственного, муниципального контракта» и введено понятие «контракта»;

уточнено понятие «контракт жизненного цикла».

С 1 января 2020 года участие в электронных процедурах закупок в рамках Федерального закона № 44-ФЗ возможно только для участников, зарегистрированных в ЕИС и получивших аккредитацию на электронной площадке. Тогда же в эксплуатацию запущена государственная информационная система «Независимый регистратор», призванная фиксировать действия, бездействие участников контрактной системы в сфере закупок, осуществляемые в ЕИС. А с 28 декабря 2019 года санируемые банки получили возможность выдавать банковские гарантии в целях обеспечения заявок и обеспечения исполнения контрактов в случае принятия решения ЦБ РФ о гарантировании непрерывности их деятельности.

Поправками в Федеральный закон №44-ФЗ изменения в законодательство о контрактной системе, вступившие в силу в конце прошлого и начале текущего года, не исчерпываются. Правительство Российской Федерации приняло также ряд постановлений и приказов, регулирующих систему государственного заказа.

Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 г. № 1906 особенности осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, установленные Постановлением Правительства РФ от 27.11.2017 № 1428, продлены до 1 июля 2020 года. В свою очередь, срок начала действия обязанности операторов электронных площадок информировать заказчиков о привлечении участников закупок-юридических лиц к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ перенесен на 1 января 2021 года (ранее был установлен срок 1 января 2020 года).

Кроме того, документом вносятся изменения в правила осуществления мониторинга закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также в требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, формируемого по результатам осуществления такого мониторинга

Приказами Минстроя России от 02.12.2019 г. № 753/пр и № 754/пр отменены типовые государственные (муниципальные) контракты на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, а также на выполнение проектных и изыскательских работ. Предполагается, что вместо типовых контрактов Минстрой России утвердит типовые условия государственных и муниципальных контрактов.

В связи с запуском в эксплуатацию ГИС «Независимый регистратор» с 1 января текущего года вступают в силу подзаконные акты, регламентирующие порядок ее работы:

  • Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 г. № 881 (ред. от 02.08.2019 г.) «Об установлении требований к эксплуатации государственной информационной системы, указанной в части 13 статьи 4 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», порядку формирования, хранения и использования содержащейся в ней информации»;
  • Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 г. № 882 (ред. от 02.08.2019 г.) «Об утверждении Правил мониторинга доступности (работоспособности) единой информационной системы в сфере закупок, электронной площадки»;
  • Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 г. № 883 (ред. от 02.08.2019 г.) «Об утверждении Правил фиксации, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе в сфере закупок, на электронной площадке».

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2019 г. № 1635 с 1 января 2020 года начинают действовать новые, упрощенные, правила проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Наконец, в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2019 г. № 1279 отменяет с 1 января 2020 года все подзаконные акты, касающиеся ранее действовавшей двухуровневой системы планирования закупок:

  • Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг»;
  • Постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд»;
  • Постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд»;
  • Постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг»;
  • Постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования»;
  • Постановление Правительства РФ от 29 октября 2015 г. № 1168 «Об утверждении Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».