Что нам стоит дом построить?

9 августа 2021 года Правительство РФ издало постановление №1351. Принято оно было в свете стремительного роста цен на строительные материалы. Документ был призван защитить интересы как подрядчика, так и заказчика, при этом обеспечив исполнения контракта в срок.

Напомним, Постановление позволяет заказчику и подрядчику согласовывать стоимость контракта в случае ее увеличения до 30%.

Однако судебная практика на сегодняшний день выглядит неоднозначно.

Случай из жизни

В одном из регионов России был заключен госконтракт: подрядчик ведет капремонт квартир в жилом комплексе. Однако стоимость материалов возросла, и компания обратилась к заказчику – необходимо изменение стоимости госконтракта. Однако заказчик ответа на запрос не дал.

Контракт был выполнен в срок, все акты подписаны и подлежат оплате.

Помимо этого, подрядчик составил сводный сметный расчет стоимости строительства в обновленных ценах, а также представил пояснительную записку. Более того, компания привлекла независимую экспертизу для определения стоимости с учетом актуальных цен на стройматериалы.

Заказчику была выставлена претензия на увеличение цены контракта по специальному основанию – усложнение по причине роста цен на строительные материалы.

После того, как заказчик вновь ответил молчанием, компания обратилась в суд с требованием изменить стоимость контракта и взыскать полную оплату выполненных работ.

Суд постановил

Суды первой и второй инстанции заняли позицию строительной компании, кассационный суд поддержал заказчика.

Кассационная инстанция пришла к следующим выводам:

Претензия на увеличение цены по специальному основанию была выставлена уже после завершения контракта, что неправомерно.

Рост цен на стройматериалы не относится к непредвиденным обстоятельствам – утверждается, что это предпринимательский риск.

Помимо этого, указано, что подрядчик не приостановил работы до согласования сметы заказчиком, при том, что факт невозможности остановить ремонт не доказан.

Экспертное мнение

Член правления Ассоциации «СРО «ОПСР» Дмитрий Юрьевич Алексеев:

«Действительно, в связи с ростом цен работы приостанавливаются. Однако, происходит это лишь в случае, если повышение стоимости материалов превышает 10%, что обычно зафиксировано в государственных контрактах.

Легитимная схема должна была выглядеть следующим образом: работы приостанавливается в связи с ростом цен, происходит согласование изменения сметы с заказчиком, и только после этого подрядчик приступает к выполнению своих обязанностей, которые регулируются уже актуализированным контрактом.

Хочу обратить внимание, что во всех случаях общения с любым заказчиком, подрядчику стоит в обязательном порядке фиксировать всю переписку – будь то электронная почта, мессенджеры или социальные сети. Давно существует процедура, согласно которой такая переписка включается судом в доказательную базу, что позволяет подтвердить даже факт игнорирования заказчиком «выйти на связь», чтобы донести актуальную информацию.

Более того. На данный момент подписано Постановление правительства, которое устанавливает типовые условия государственных контрактов по строительству. Документ призван установить единые, упорядоченные, прозрачные и заранее известные условия контрактов в сфере строительства, которые заказчик обязан включить в контракт. Также прописан вопрос о порядке направления и рассмотрения уведомлений от подрядчика. Постановление вступает в силу 1 сентября 2023 года. Верю, что взаимоотношения «подрядчик-заказчик» станут более прозрачными.

Также при всех неоднозначных ситуациях в отношениях «подрядчик-заказчик» рекомендую обращаться за консультациями к профильным специалистам, которые предложат схему легитимных действий».